Перспектива операции – даже малоинвазивной и под местной анестезией – мало в кого вселяет чувство буйной радости и заманчивости перспективы. И у любого нормального человека могут начать закрадываться сомнения – а нужно ли делать операцию прямо сейчас? Особенно при такой неощутимо прогрессирующей патологии, как варикоз.
И тут же находится несколько тому сомнению подтверждений в виде пары знакомых, у которых "у бабушки всю жизнь были огромные вены, а она до 100 лет дожила".
Разумеется, специалисту понятно, что болезнь надо лечить своевременно. И рассуждения из разряда "надо ли делать операцию" в случае варикозного расширения вен неуместны. Понятно, что болезнь, даже при полном объеме консервативной терапии, будет прогрессировать и, рано или поздно, приведет к развитию осложнений. Но как объяснить это пациенту? Как достучаться до человека, который колеблется в размышлениях от "так ли нужно делать операцию? до "нужно ли лечить варикоз вообще"?
Да, существует статистика: у около трети людей в мире есть варикоз, ежегодно у 5 человек из 10000 населения диагностируется поверхностный тромбофлебит. Но. Сухая статистика зачастую неправомерно объединяет тромбозы глубокого и поверхностного бассейна. Показатели частоты трофических осложнений более конкретны, однако внятный научно обоснованный ответ на вопрос – нужно ли делать операцию и чем конкретно грозит бездействие – все же предмет для тщательного поиска. Ибо каждый такой пациент хочет знать – каков конкретно его риск получить осложнения – и на основании этой информации принять свое решение.
Что будет если не лечить варикоз?
Недавние ковидные локдауны оказали свое влияние не только на область экстренной медицины и терапии, но и плановой хирургии. Группа исследователей из университетского госпиталя Норфолка и Норвича провела проспективное исследование негативных последствий затягивания своевременного оперативного лечения варикоза. Результаты опубликованы в журнале Phlebology в феврале 2023 г.
Во время пандемии covid-19 сосудистое общество Великобритании и Ирландии, а также национальная программа GIRFT (Get It Right First Time) рекомендовали не выполнять операции по поводу варикоза нижних конечностей. Плановые операции были остановлены, так как пациенты с варикозной болезнью были расценены как группа высокого риска в условиях распространения коронавирусной инфекции.
В Великобритании было выпущено соответствующее руководство по приоритетности выполнения сосудистых операций, при этом хирургия вен классифицировалась как низкоприоритетная (приоритет 4: операция, которая может быть отложена более чем на 3 месяца). Тремя месяцами дело, конечно же, не ограничилось – и вот, группа исследователей из Norfolk and Norwich University Hospital проследила за судьбой пациентов, у которых плановое вмешательство было отложено на год и более.
В исследование вошли 275 пациентов со средним возрастом 57,2 года. Среднее время ожидания операции составило 60 недель.
За время ожидания хирургического лечения осуществлялись консервативные мероприятия согласно национальным рекомендациям.
Результаты исследования были классифицированы как "значительный вред" и "незначительный вред" откладывания оперативного лечения.
Первую группу составили 6,9% пациентов. Из них флебит - 3,6%, кровотечение - 1,8%, образование трофической язвы - 1,8%.
Незначительный вред ожидания выявлен у 18,9% пациентов, в том числе: усиление болевого синдрома - 12,7%, нарастающий отек - 6,2%
Усиление психологического дискомфорта - 6,9% случаев.
Кроме того, в исследовании показано, что с увеличением стадии варикозного расширения вен растет количество пациентов с полученными негативными последствиями откладывания операции: 3,8% со стадией 2-4 по классификации CEAP против 60% со стадией 5-6.
Выводы
1. Каждый год откладывания операции при варикозном расширении вен "стоит" 6,9% риска наступления серьезных последствий и 18,9% - умеренного вреда.
2. Чем на более ранней стадии мы "поймаем" варикоз и избавимся от него – тем лучше.
Вроде бы не самые пугающие цифры. Если за год. Но нам же свойственно откладывать решение на десятилетия, не правда ли?
Авторы исследования: Roshan Bootun, Mandy Burrows, Mohammed M Chowdhury, Philip W Stather, Wissam Al-Jundi
P.S. Кстати, при прямом опросе 91,3% этих пациентов заявили, что они были бы счастливы лечь в больницу для лечения варикозного расширения вен во время пандемии Covid-19.